Семинар-практикум для родителей 5 класса
Тема «Ваш ребенок вырос. Гендерное
Цель:
помочь родителям понять значимость проблемы полового воспитания детей и осознать значимость семейного воспитания в этой работе.
Задачи:
- дать понятие родителям о гендерном воспитании детей;
- объяснить роль родителей на половое воспитание детей;
- помочь родителям лучше понять своего ребенка
С самого детства мы начинаем мечтать, девочки о принце на белом коне, мальчики о принцессе - необыкновенной девочке, непохожей ни на кого. С течением времени мечта меняется от степени нашего взросления, но суть остается прежней. Девочки, девушки, женщины хотят видеть рядом с собой любящего, надежного, сильного, умного мальчика, юношу, мужчину. А мальчики, юноши, мужчины хотят, чтобы рядом с ними находилась любящая, ласковая, нежная, милая, слабая девочка, девушка, женщина.
А что происходит на самом деле? Мы постоянно слышим: «Нет настоящих женщин!», «Настоящего мужчину днем с огнем не найдешь!», забывая народную мудрость, что рядом с настоящим мужчиной женщина становится настоящей.
Наше время диктует нам новые ценности. В настоящее время, в отличие от мужчины, женщина становится более сильной и самостоятельной. Женщины уже освоили и продолжают осваивать множество мужских профессий. На первое место в жизни женщины выходят работа, карьера. Только после этого современная женщина начинает думать, в лучшем случае, о семье. Современная женщина уже не испытывает иллюзий по поводу мужчины. Она надеется только на себя, и становясь мамой, она, особенно если воспитывает дочь одна, внушает эти мысли своей дочери. Чтобы оградить девочек от обмана и фальши, от слез в будущем, мы нацеливаем девочек на получение высокооплачиваемой работы (забывая, что зарабатывание денег – это прерогатива мужчин), умения принимать жесткие самостоятельные решения и очень часто это переносится на семью.
В любом случае, мечтая о принцах и принцессах, мы воспитываем либо эгоистов, либо бойцов, требующих внимания к себе и не умеющих любить и уважать окружающих. А ведь мы сами в этом виноваты. А если ситуация не изменится, то не стоит удивляться в будущем, что наши дети забыли о нас. Мы просто не научили их любить. Ведь именно девочки призваны
Тест-игра: « Какой вы родитель?»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос?
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы
|
Баллы
|
С Сколько раз тебе повторять?
|
2
|
Посоветуй мне, пожалуйста.
|
1
|
Не знаю, что бы я без тебя делала.
|
1
|
И в кого ты только такой уродился?!
|
2
|
Какие у тебя замечательные друзья!
|
1
|
Ну на кого ты похож (а)?
|
2
|
Я в твои годы…
|
2
|
Ты моя опора и помощник (ца).
|
1
|
Ну что за друзья у тебя?
|
2
|
О чём ты только думаешь?!
|
2
|
Какая (какой) ты у меня умница!
|
1
|
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
|
1
|
У всех дети, как дети, а ты…
|
2
|
Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!
|
1
|
Оценка результатов:
Подсчитайте общее количество баллов.
- Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
- Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствуют о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребёнка.
- 11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.
Все мы люди, людям свойственно общаться. Часто предметом разговора становятся наши замечательные дети, и вот тогда от родителей мы слышим такие высказывания:
Мальчики и девочки любят, когда им читают, и многие читают сами. Они чересчур тревожные, зачастую агрессивные, очень умные, но неорганизованные, добрые, наивные, любознательные, очень любят играть и нуждаются в нашей поддержке, любви и заботе.
Итак, почему все – таки дети такие разные? Наверное, потому, что они делятся на …мальчиков и девочек.
Биологический и социальный пол – гендер.
С момента рождения ребёнка начинается его воспитание. Ребёнка учат, что значит быть девочкой или мальчиком, мужчиной и женщиной: как себя вести, что надевать, какие причёски носить, т.е., с момента рождения начинается гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Полоролевое воспитание детей называется ещё – гендерным воспитанием.
Отличия воспитания мальчиков и девочек.
Мальчик и девочка – два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Старайтесь понимать наших мальчиков и девочек, ведь они будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути – какими должен быть человек, мужчина или женщина. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем, поможем избежать тех ошибок, что сделали сами по незнанию.
Детям прежде всего нужна любовь. Существуют различные проявления любви: это может быть забота, внимание, защита, поддержка, доверие, вера в собственные силы ребенка и в его будущий успех и т.д. Однако все эти проявления можно подразделить на два основных: любовь-забота и любовь-доверие.
Всем детям (и мальчикам, и девочкам) необходимы оба проявления любви. До 9 лет все дети больше нуждаются в заботе, с 9 до 18 – в доверии. Но в независимости от возраста мальчикам больше нужна любовь - доверие, а девочкам любовь-забота.
О девочке нужно заботиться, нужно сострадать ее боли, настраиваться на ее переживания, какие-то детские страдания. Любовь-забота побуждает родителей вмешиваться в жизнь ребенка, интересоваться событиями его жизни, влиять на нее. Чем больше заботы получает девочка, тем выше ее самооценка, тем лучше она раскрывает свои женские качества.
Мальчикам нужен другой вид любви – доверие, который подразумевает признание того, что «с моим сыном все в порядке». Доверие означает способность полагаться на сына, способность дать ему возможность действовать по своему разумению, самостоятельно прилагать определенные усилия и совершать ошибки в достижении желаемого. Мальчики учатся на своих ошибках и на основе полученного опыта достигают успеха.
Если мальчик получает слишком много советов и опеки, то он начинает считать себя неполноценным, и не будет иметь решимости идти на риск в разрешении жизненных ситуаций, предпринимать серьезные, рискованные шаги в жизни (вступать в брак, выбирать работу и т.д.), ему будет тяжело принимать решения и брать на себя ответственность.
РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию ДЕВОЧЕК :
1)Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
2)Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
3)Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворенность её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
4)мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
5)Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
6)Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
РЕКОМЕНДАЦИИ родителям по воспитанию МАЛЬЧИКОВ:
1)Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
2)Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не ЗАПРЕЩАТЬ, а РАЗРЕШАТЬ что-то дополнительное за хороший поступок.
3)Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
4)Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они ЧУВСТВУЮТ, как нужно воспитывать мужчину.
5)Мальчикам НУЖНО организовывать РЕЖИМ и дисциплину: это формирует его ответственность!
6)Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
7)Учить доверять, формируя тем самым ОПЫТ его социальное доверия.
8)Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
9)Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
10)Мальчик - это посыл в БУДУЩЕЕ: его нужно иметь ввиду не только как сына. но и как будущего мужа, защитника и т.п.
11)Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
Рекомендации для родителей "Воспитание с учётом пола ребёнка".
-Не забывайте, что перед вами не бесполый ребёнок, а мальчик или девочка с определёнными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
-Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, хвалите их за успехи и достижения.
-Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
-Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.
-Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.
-Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает понять, за что её ругают. Спокойно разберите ошибки.
-Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать, заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
-Не забывайте, что оценка, данная вами ребёнку, всегда субъективна и зависит от ваших индивидуальных психических особенностей.
-Вы должны не учить ребёнка, а развивать у него желание учиться.
-Для ребёнка нормально что-либо не знать, не уметь, ошибаться.
-Лень ребёнка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности.
-Для гармоничного развития ребёнка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
Классный руководитель 5 класса Иванюк Е. П.