Выбираем профессию - Ряснянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Разделы сайта

Выбираем профессию

Выбираем профессию

     Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого – такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо».
 
Хочу – это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т.д.
 
Могу -  это способность человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.
 
Надо - это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.
 
Как вы уже догадалисьчеловек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу.
Чтобы скорректировать ваш профессиональный выбор, можно использовать и другие способы психодиагностики – различные тесты, анкеты, вопросники, которые позволяют вам определить, к какому типу личности вы относитесь, какие качества являются решающими для той или иной области деятельности (специальной литературы об этом существует немало). Отдельные методики, хорошо теоретически и практически обоснованные, используются педагогами, учителями предметниками, классными руководителями. При этом уместно сотрудничать со школьным психологом. Основные психодиагностические методики, используемые в работе:
  •  Тест «Карта интересов» (модифицированная методика А.Е. Голомштока);
  •  Опросник профессиональных склонностей;
  •  Методика «Тип мышления»;
  •  Тест Иовайши;
  •  Тест Д. Голланда по определению типа личности;
  •  Дифференциально- диагностический опросник Е.А. Климова.

Не секрет, что не только молодым людям, но и тем, кто по какой – то причине лишился работы, присуще   обостренно чувство ненужности и непонятности.  Это ощущение –верный признак того, что   вам стоит пересмотреть свои профессиональные ориентиры .В идеале ещё до поступления в учебное заведения желательно определить хотя бы тип будущей профессии.

Классификация профессий строится по своим законам. В мире насчитывается около сорока тысяч профессий, причём каждый год исчезают десятки старых и возникают сотни новых. Некоторые профессии кокетливо меняют название, прикидываясь современными. Не сразу поймёшь, что бармен—это буфетчик, а менеджер—управляющий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать название всех сорока тысяч профессий. Классификация профессий по алфавиту поможет сориентироваться в них, если знать названия всех сорока тысяч профессий.

В разных странах действуют классификации, которые объединяют профессии по различным признакам: месту работы, степень самостоятельности, скорости продвижения по службе и т.п. Можно распределить профессии по отраслям промышленности. Вот, например, швейная промышленность. Каких только профессий там нет – и модельеры, и наладчики оборудования, и слесари, и художники, и швеи-мотористки разных специальностей, и экономисты, и бухгалтеры. Но разве можно примерить к своим интересам и склонностям отрасль промышленности? Примерить можно только профессию. Вот почему важно знать классификацию профессий, построенную на основании существенных признаков. У нас чаще всего используется классификация Е.А. Климова, в соответствии с которой все профессии можно распределить по пяти предметам труда:

Человек – техника

К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и проектированием любой техники—от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, лётчик,  электрик, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей—вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья 

Человек- природа

К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечением—вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, геолог, эколог, мелиоратор, лесник, пчеловод, животновод. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь—деятельная, а не созерцательная. Одно дело—играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое—регулярно, день за днём ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.

Человек- человек

Медработник, педагог, официант, юрист, продавец, парихмахер, экскурсовод—все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда—человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях—эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие—осложняют её. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная—будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.

Человек - художественный образ

К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актёрско-сценической деятельностью. Это дизайнер, витражист, фотограф, художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов. Создание произведений искусства—особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора. Нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания—необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.

Человек - знаковая система

К этой группе относятся все профессии, связанные использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда в этих профессиях является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не всё. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.

Как вы видите, деление довольно четкое и стройное. Чтобы выбрать для себя тот или иной тип занятости, нужно вспомнить, к чему вы испытывали особое влечение с самого детства, кто был вашим кумиром, каких знакомых ваших родителей вы заваливали вопросами об их профессии. Анализ этой информации поможет вам правильно выбрать свою специальность, своё дело. Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие.

Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор! Не стоит выбирать профессию, ориентируясь на советы знакомых, на возможные высокие заработки или престиж. Прислушайтесь к голосу своего сердца, протестируйте себя самостоятельно или вместе с профессионалами, и тогда потом вам не о чем будет сожалеть. Вы сделаете безошибочный выбор.

Найти некоторые профориентационные тесты, а также информацию о различных профессиях можно на следующих сайтах: Министерство образования РБ, сайт онлайн журнала "Кем быть?".

05.09.2018

Новые специальности в вузах Беларуси

подробнее... / свернуть
04.09.2018

Пять самых престижных специальностей в белорусских вузах

подробнее... / свернуть
12.02.2018

Факторы, влияющие на выбор профессии

подробнее... / свернуть
02.02.2018

ТОП-7 самых перспективных отраслей в Беларуси

подробнее... / свернуть