5 класс - Ряснянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

5 класс

Тема: «Адаптация ребенка в новом коллективе»

Форма проведения: лекция

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

 

Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. У подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты

Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.

 Адаптация. Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

Успешность адаптации зависит от совместных усилий участников образовательного процесса и, конечно, от поддержки родителей учащихся. Успешное   продвижение   пятиклассника   в учебной деятельности зависит от его способности адаптироваться к изменениям   условий   обучения   при   переходе   из   начальной   в среднюю школу, в которой обучение становиться предметным.

Ребенку в этот период необходимо научиться гармонично интегрировать свои переживания, нередко противоречивые стили и требования учителей и на их основе формировать целостную самооценку, так как она впервые будет зависеть от мнений многих учителей.

В обучении и общении школьников должен произойти переход от ориентации детей на заданный образец к выбору собственных форм действий.

Поэтому, уважаемые родители, на Ваши плечи ложится забота о том, как помочь своему ребенку преодолеть все эти трудности. В это время он особенно нуждается в Вашей помощи. 

  1. Первые три месяца следует тщательно контролировать, как дети собираются в школу (ненавязчиво). Ребята кладут в ранец совсем не то, что нужно, потому что только учатся следить за расписанием и его изменением. Поэтому, уважаемые родители, не поленитесь заглянуть в расписание уроков и проверить содержимое ранца. Но, заметив несоответствие, не спешите сами исправлять оплошность ребенка, пусть он сделает это сам. Тем самым Вы разовьете его внимание и воспитаете в нем самостоятельность. 
  2. И самое главное — никогда не бойтесь спрашивать учителей о том, что Вам непонятно. Не стесняйтесь, когда хотите что-то уточнить. Просите совета, когда сомневаетесь. Верьте в своего ребенка, и все у него будет хорошо. 
  3. Обращайтесь за консультацией к психологу.

Пятиклассник - переходный  период от младшего возраста к подростковому возрасту.

Поэтому нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, пришло время отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища.

—  Взрослым необходимо поддерживать ребенка, укреплять его веру в себя, в собственные силы .

—  Отнеситесь с пониманием к изменениям в поведении ребенка. Он может быть излишне возбудимым и раздражительным. Это защитная реакция организма на школьные нагрузки. Но если ребенок ведет себя совсем неадекватно - обратитесь к специалисту.

—  Если в семье произошли какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.

—  Не завышайте требований к детям (вспомните себя - как вы учились?!).

—  Помогите ребенку научиться планировать настоящее и будущее. Учите его анализировать свои достижения и неудачи.

—  Формированию мотивации достижения, созданию положительного образа – Я, помогает ведение подростками личного портфолио. Помните, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

Слова поддержки:

—  Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.

—  Ты делаешь это очень хорошо.

—  У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?

—  Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Словаразочарования:

—  Знаятебяитвоиспособности. Ядумаю. Тысмогбысделатьэтогораздолучше.

—  Этаидеяникогданесможетбытьреализована.

—  Этодлятебяслишкомтрудно, поэтомуясамэтосдела.

  

 

Классныйруководитель : ИванюкЕ.П.