8 класс - Ряснянская СШ
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

8 класс

 Психологический тренинг

 Трудности общения. Конфликты между подростками и взрослыми. Основные причины конфликтов

Цель:  способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов, формированию умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Задачи:

1.Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

2.Показать альтернативные варианты поведения в конфликте;

3. Создание условий для рефлексии родителей собственных стилей поведения в конфликте.

Оборудование: мультимедийный проектор, или интерактивная доска (тренинг сопровождается показом презентации), раздаточный материал (памятка), стулья расставленные в круг.

- Добрый день, уважаемые родители!  Сегодня мы с вами встретились обсудить , что такое конфликт , как реагировать и пути его разрешения. Напишите на бейджиках свое имя. Что бы нам немного лучше узнать друг друга и познакомиться предлагаю выполнить несложное упражнение.

Упражнение «Узнай меня»

(Упражнение помогает участникам лучше познакомится друг с другом. Также его можно использовать для тренинга навыков невербальной коммуникации или сентезитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы и т.д.)

Необходимые материалы: бумага для записей, карандаши.

Время: 3-10 минут, в зависимости от размера группы.
Размер группы: 12-20 человек.

Описание. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий дает инструкцию: «Каждый из нас — уникальная личность, у которой есть много граней. Пожалуйста, напишите на листочках какую-нибудь информацию о себе, которая пока не известна вашим коллегам. Пусть это будет что-то нестандартное: нелюбимый цвет или название улицы, на которой вы живете.

Вы можете написать о своих увлечениях, например о том, что вы танцуете танго или умеете готовить блюда африканской кухни. Вы можете написать о местах, где вы побывали, о том, что у вас дома живут восемь кошек, или о том, что вы говорите на японском языке. Не пишите о чем-то личном, о чем-то таком, что вы не хотите сделать предметом обсуждения.

Подписывать листочки не надо».

Все сдают ведущему листочки, и ведущий их перемешивает.

Далее ведущий зачитывает записки по одной, а группа должна угадать автора. Если группа не может угадать автора после нескольких неверных предположений, то он может признаться.

Обсуждение. Не требуется.

- Тема нашего собрания «Конфликты, как реагировать и пути их разрешения»

Ведущий:

Конфликт, какую ассоциацию он у вас вызывает (высказывание по кругу).

Ведущий:

Конфликт – это спор, ссора, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и неприятные высказывания. Чувства, которые испытывает человек в момент конфликта , это злоба, обида, ненависть и т.д.

Встаньте, пожалуйста, кто  ни разу в жизни не был в конфликте, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт.

Никто из нас не встал. Это подтверждает то, что каждый из нас был участником конфликта. Конфликты это неизбежная часть нашей жизни. 

И школьную жизнь они не обходят стороной. Изжить конфликт в школе практически невозможно, можно лишь попытаться повлиять на конфликтную ситуацию или научиться конструктивно её решить.

Назовите причины школьных конфликтов, в которых может участвовать родитель.

Высказывание родителей.

Ведущий :

В решении различных проблем важно умение вести переговоры, достигать согласия в условиях совместной жизни и деятельности, во взаимодействии учеников, учителей и родителей. Вы совершенно правы, участниками конфликта становятся одновременно и классный руководитель, родитель, педагог, ученик.

 Сегодня мы с вами посмотрим,как предупреждать конфликт ,а так же  разрешить его быстро и спокойно, без взаимных унижений и обид.

- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!». Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ

Вы по-разному отреагировали на эту ситуацию, показав тем самым, что мы разные и по-разному ведём себя в конфликтах.

  Есть 5 способов разрешения конфликтных ситуаций: компромисс, приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество:

Стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. 

Результат – конфликт «загоняется» вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;

Стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих ситуациях : когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы. Уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;

Стиль приспособления – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует иногда не только своими интересами, но и достоинством;

Стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие.  Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;

Стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.

 

Вернёмся к вашим ответам, которые вы записали, по ним определите, какой способ выхода из конфликтной ситуации  вы предпочитаете.

Показ слайда, либо раздаточный материал:

Конкуренция:  «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

 Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

 Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»

 Приспособление: Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

 Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

 

- Как вы думаете, какие способы наиболее эффективные, при решении конфликта?

Аргументируйте свой ответ.

  • Стиль сотрудничества – это наиболее оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации, так как конструктивное разрешение конфликта предполагает достижение совместной цели при условии удовлетворённости партнёров.

 - Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве и компромиссе в выигрыше оказываются обе стороны.

 

Все три начала в личности человека ,по Бёрну, РЕБЕНОК, ВЗРОСЛЫЙ И РОДИТЕЛЬ – как способы восприятия действительности, анализа получаемой информации и реагирования развиваются постепенно и во взаимодействии с окружающей социальной средой.

РЕБЕНОК – это спонтанность, творчество и интуиция, всё самое естественное в человеке.

ВЗРОСЛЫЙ – систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики.

Положение РОДИТЕЛЯ по своей структуре соответствует категории суперэго в теории личности Фрейда, включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности.

Следует помнить, что каждое эго-состояние имеет как позитивный, так и негативный аспект.

Важно, чтобы человек умел сочетать все три позиции: быть и жизнерадостным РЕБЕНКОМ, и заботливым РОДИТЕЛЕМ, и рассудительным ВЗРОСЛЫМ.

 

В помощь ведущему.

1.В состоянии «Я-Родитель» человек демонстрирует поведенческие реакции своих родителей или авторитетных людей. Человек, в состоянии которого преобладает такая позиция чаще всего старается держать ситуацию под контролем, диктует окружающим свои принципы. Винит себя в том, что не справился с воспитанием, т.к. склонен искать в своем поведении отклонения от своих же правил. Другая крайность — гиперзабота и родительские обиды на несогласие с его позицией и требованиями. Кроме того в состоянии Я-родитель человек неоднократно возвращается к ошибкам ребенка и жестко указывает на них, подчеркивая свою правоту.

 

2. Состояние «Я – Ребенок» характеризуется высокой импульсивностью и демонстрацией эмоций, чувств. В трудных ситуациях человек в эго-состоянии «Я - Ребенок» склонен драматизировать ситуацию или наоборот недооценивать ее серьезность, искать виновного, но не причину и не выход.

 

3. Находясь в состоянии «Я-Взрослый» человек ищет логическое объяснение причинам и следствию, склонен к анализу, рассуждениям, при этом оценивать ситуацию в основном объективно. В таком состоянии человек принимает на себя ответственность за решение ситуации ищет реальный выход с привлечением имеющихся ресурсов.

 

Ведущий:

 Правила эффективного поведения в конфликте: ЭКРАН

1.    Дайте оппоненту выпустить пар

2.    Потребуйте от него спокойно обосновать претензии

3.    Не давайте своему оппоненту отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах

4.    Предложите ему высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения

5.    В любом случае дайте оппоненту “сохранить свое лицо”

6.    Отражайте как эхо смысл его высказываний и претензий

7.    Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину

8.    Ничего не надо доказывать

9.    Замолчите первым

10.   Говорите, когда оппонент остыл

11.   Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения

Упражнение "Если бы... я стал бы..." (Упражнение выполняется по кругу. )

Цель - выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию.

Упражнение происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена некоторая конфликтная ситуация. К примеру: "Если бы моего ребенка обидели в школе...". Следующий , рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: "... я стала бы побеседовала с обидчиком ".

Целесообразно провести это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.

Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них могут повторяться.

 

Ведущий:

Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми.

Разделитесь на четыре группы. Раздаточный материал (А3, карандаши, ручки). Предлагаю каждой группе продумать ,и написать стили поведения в конфликтной ситуации , которой должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры между детьми (5 минут).

Стиль поведения  взрослого, наблюдающего ситуацию ссоры между детьми

 

Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда вмешательство взрослого необходимо.  

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию своего ребёнка, старайтесь вникнуть в суть конфликта.

Правило 3. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут  всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих, делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности.

В конфликте учитель-родитель. Виноват может быть как учитель, так и родитель. Каждая сторона должна разобраться в истинных причинах конфликта и на том, как его разрешит без нанесения вреда ребёнку.

Участвуя в конфликт, учитель-родитель используйте эффективные способы выхода из него.

1.    Установите причину конфликта, стараясь, услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

2.    Будьте тактичны

3.    Ведите разговор по существу.

4.    Ищите компромисс

5.    Умейте признавать    свои ошибки;

6.    Умейте слушать и слышать друг друга

Саморегуляция. Когда ты очень раздражен, разгневан…

1.    Дай себе минуту на размышление и, что бы ни произошло, не бросайся сразу "в бой".

2.    Сосчитай до десяти, сконцентрируй внимание на своем дыхании.

3.    Попробуй улыбнуться и удержи улыбку несколько минут.

4.    Если не удается справиться с раздражением, уйди и побудь наедине с собой некоторое время.

В школах верховой езды не хвалят наездника, который может удержаться на вздыбленной лошади, как вы думаете почему? (Под опытным жокеем лошадь никогда не встанет на дыбы.) Так же и с конфликтами. Конечно, умным, знающий человек найдет выход из любого положения, но мудрый человек в него не попадет. А значит, мудрый не доведет отношения до конфликта.

Я приготовила вам советы психолога, памятки, которые надеюсь, помогут вам не доводить дело до конфликта.(Приложение1,2)

Наша встреча подходит к концу нам необходимо принять решения. Какие будут предложения.

Рефлексия

Что нового узнали сегодня на нашей встречи?

Какие новые стратегии поведения в конфликте вы узнали?

Что может быть вы хотели узнать на следующих занятиях?

Хочется пожелать всем: не конфликтуйте по пустякам; будьте терпимей друг к другу; старайтесь понимать и прощать друг друга; внимательней относиться, быть милосердными; уметь слушать друг друга и, конечно, самое важное любить друг друга. Воспитание детей – тонкое искусство, требующее величайшей мудрости, терпения и преданности.

Педагог-психолог : Никитенко О.В.

 

 

Приложение 1

Памятка «Как грамотно разрешить конфликт»

 

Чтобы выйти из конфликтной ситуации как можно быстрее и с наименьшими потерями, предлагаем такую последовательность действий

. 1. Прежде всего существование конфликта нужно признать. Нельзя допускать ситуации, когда люди чувствуют противостояние и действуют согласно выбранной ими тактике, но открыто об этом не говорят. Разрешить такой конфликт без совместного обсуждения сторон не получится.

2. Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

3. Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

4. Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

5. После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

6. Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

 

Чего нельзя допускать при конфликте

Хорошее владение собой – залог успешного выхода из конфликтной ситуации. Нужно научиться сдерживать эмоции и сохранять спокойствие.

При конфликте с партнерами или клиентами категорически запрещены:

- раздражительный тон и ругань;

-явная демонстрация собственного превосходства;

- критика оппонента;

-отыскивание в его действиях негативных намерений;

- снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера;

- игнорирование интересов оппонента;

-преувеличивание своей роли в общем деле;

-давление на «болевые места

 

Участвуя в конфликт, учитель-родитель используйте эффективные способы выхода из него.

1.    Установите причину конфликта, стараясь, услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

2.    Будьте тактичны

3.    Ведите разговор по существу.

4.    Ищите компромисс

5.    Умейте признавать    свои ошибки;

6.    Умейте слушать и слышать друг друга

 

 

Приложение 2

 

 

Тест «Конфликтный ли вы человек?»

        Внимательно прочитав каждое высказывание, выберите то, которое в большей степени соответствует тому, как вы обычно поступаете и действуете.

  1. Я обычно спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они бахвалятся:

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

  1. Я подозреваю людей, которые проявляют чрезмерное дружелюбие, в коварстве:

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить;

  1. Если кто-либо на меня сердиться, я: 

а) постараюсь успокоиться; б) рассержусь сам; в) затрудняюсь ответить.

  1. Я считаю, что нет совсем плохих людей. Нужно постараться каждого понять, и он ответит добром: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
  2. Когда мною командуют, я нарочно поступаю наоборот:

а) именно так; б) так не бывает; в) затрудняюсь ответить.

  1. Если руководство меня в чём-то упрекает, то, как правило, только за дело:

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

  1. Иногда я выдаю шутку (даже глупость), чтобы людей удивить и посмотреть, как они будут реагировать: а) случается; б) никогда; в) затрудняюсь ответить.
  2. Я тщательно продумываю, как повлиять на товарищей, чтобы они помогли достигнуть моей цели: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
  3. Если моё удачное замечание осталось незамеченным, я: а) не повторяю; б) повторяю его снова; в) затрудняюсь ответить.
  4.  Меня огорчает, если обо мне говорят дурно без всяких оснований: а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Обработка результатов.

Два балла присуждается за ответы «а» в вопросах 2, 5, 7, 8, 10 и ответы «б» в вопросах 1, 3, 4, 6, 9.

3а ответы «в» присуждается один балл.

От 6 до 12 баллов – человек достаточно гибок, но меняет отношения с трудом, скорее   в   лучшую   сторону.   Открыт  для   компромиссов,   но   прежде,   чем установить дружеские отношения, изучает партнёра.

От 13 до 19 баллов – осторожен, подозрителен. Всегда ожидает конфликта, умеет управлять окружающими, но плохо ориентируется в психологии.

От 20 баллов и выше   – человеку очень трудно ладить с людьми, для него конфликт – это образ жизни.