Формирование положительной самооценки учащихся
Период школьного обучения и то, как обучающийся справляется с проблемами, возникающими в этом процессе, очень важны для протекания его дальнейшей жизни. Обучение как процесс, продолжается всю жизнь и не ограничен стенами учебного класса. Однако то, как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями, во многом определяется школьным периодом.
Суть истинного образования в умении учиться осознанно и с энтузиазмом. Учение. Это же так просто. Мы учимся, как безумные… когда хотим учиться. И ничего не выучиваем... неважно, каковы будут «последствия», если это неинтересно, не волнует нас, не приносит удовольствия и не актуально.
К сожалению, мы всё чаще наблюдаем, что дети зачастую совершенно не мотивированы на учёбу и, вопреки ожиданиям родителей, не учатся с интересом, не учатся даже достаточно усердно. Или учатся по необходимости, чтобы не слишком раздражать родителей.
В основе низкой успеваемости и нежелания учиться может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
Одним из важнейших мотивационных факторов, влияющих на результативность обучения и регулирующих поведение учащихся, является самооценка.
Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведёт к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность, агрессивность и др.).
Для каждого возрастного периода характерны различные факторы, которые влияют на формирование самооценки.
Так, формирование самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства, происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребёнка.
В младшем школьном возрасте личностное развитие ребёнка в значительной степени определяется учебной деятельностью, её результативностью, именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребёнка в классе. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, двоечниками и троечниками, хорошими и средними учениками. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей может сложиться завышенная самооценка. Такие дети постоянно ждут самых высоких оценок в свой адрес, и достаточно тяжело переживают не только отсутствие похвалы, но и чужую десятку. Поставленная им более низкая отметка может вызвать острую эмоциональную реакцию – обиду, слёзы, непонимание, за что поставлена отметка, даже обвинения учителя в несправедливости. Во – вторых, становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с детьми. Большое значение имеют стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность.
Дети с заниженной самооценкой самооценкой пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути – бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
К концу младшего школьного возраста дети всё больше считаются с мнением и оценкой сверстников, их самооценка снижается. А на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний. Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. Невозможность удовлетворить свои притязания всегда сталкивают ребенка с неуспехом, порождая конфликт. Отсюда и неадекватная реакция ребенка на свой неуспех: он либо отвергает сам факт неуспеха, либо объясняет его не соответствующими действительности причинами. Неадекватная реакция становится защитой для ребенка, позволяет ему в случае неуспеха (именно потому, что причину неуспеха он видит не в себе) не снижать оценку себя, своих возможностей, требований к себе, своих притязаний.
Для подросткового возраста характерны колебания и снижение уровня самооценки. Поведение и самосознание ребенка во многом зависит от внешних оценок. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самооценке.
Подросток, со своей метущейся душой, пытается понять себя и открыть в себе все новые и новые черты. Проявляется интерес к своим личностным качествам, своим переживаниям, ребенок как бы открывает для себя собственный внутренний мир. Анализируя свои переживания, поступки и черты, подросток стремится понять, какой он есть на самом деле и каким он хотел бы быть, познать себя ему помогают друзья – сверстники, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые.
Важное место в самооценке подростка занимает образ физического «Я». Интерес к своей внешности резко повышается из-за ее изменения. Бурный рост, появление вторичных половых признаков, подростковая неуклюжесть, угловатость, утрата детской чистоты кожи – все это вызывает пристальный интерес и беспокойство. Представление о своей физической непривлекательности или даже «уродстве» могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости, неврозу.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. И наоборот, бестактные замечания и ирония в семье по поводу физических данных ребенка усугубляют его пессимизм и дополнительно невротизируют.
Низкая оценка своего физического «Я» подростком может приводить к нарушениям в поведении и снижении успеваемости в школе.
Чувство взрослости становится важным новообразованием данного возраста. В чём это проявляется. Прежде всего в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учёбы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашнего задания и т.п., но и зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их (будь то пристрастие к какому – то направлению в современной музыке или отношение к новому учителю), даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
Так же большое влияние на формирование самооценки оказывают значимые взрослые. Если взрослые – и учителя и родители – будут постоянно подчеркивать неудачи, промахи, а успехи объяснять случайностью, у подростка сформируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.
Для ребёнка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившихся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные дети, поэтому по - разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Для кого-то осознание своей бездарности – трагедия, вызывающая невротические реакции. Для других это неважно: они не способны к наукам, но зато сильны и предприимчивы, их это вполне устраивает.
В данный период подросток создает в своём воображении идеальный образ (человека на которого он хочет быть похож). Идеалом может стать для него кто-то из родственников или других близких взрослых, популярный певец или артист, герой любовного романа или кинофильма. Помимо содержания идеального образа, на который ориентируется подросток, важно и то, как этот идеал соотносится с представлениями о себе сегодняшнем. Если идеальный образ сильно отличается от реального представления о себе. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности или пассивности, апатии. Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подросток не только мечтает о том, каким он будет в ближайшем будущем, но и стремится развить в себе желательные качества.
Здоровая атмосфера в семье и школе, стремление понять и поддержать ребёнка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищённости — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребёнка.
Причины низкого уровня самооценки у учащихся
1. Детские воспоминания, в том числе проблемы родителей, не разобравшихся со своими личными отношениями
2. Ложные убеждения и представления, ценности и убеждения.
3. Предание значительной важности какому-либо событию, в котором вы потерпели поражение.
- Сравнение себя с другими людьми.
5. Оценивание личности, а не поступка
6. Отсутствие признания со стороны значимых взрослых и сверстников
7. Завышенные ожидания от других людей
8. Потакание или излишняя строгость со стороны взрослых
9. Отсутствие самостоятельности
10. Критика или оскорбление на виду у всего коллектива сверстников со стороны учителя
11. Установка для себя настолько высоких приоритетов, что их нереально добиться
12. Влияние школьной оценки. Неуспехи и неудачи в учении
13. Отсутствие чувства компетентности в учебной деятельности и возникновение чувства неполноценности
14. Отношения в коллективе, отношения между сверстниками
15. Семейные взаимоотношения ребёнка и родителей. Жестокое обращение с детьми в семьях, несогласованность действий между родителями из-за проступков ребёнка, жестокие наказания, непонимание и нежелание родителей вникать в проблемы ребенка
16. Ребёнок начинает сравнивать свои слабые качества с теми же, но очень сильными, качествами других
17. Высмеивание, критика или сомнения по поводу внешнего облика или интеллекта учащегося со стороны родителей, учителей, друзей.
С низкой самооценкой не рождается ни один человек!
Что же нужно делать, чтобы повысить самооценку?
(рекомендации учащимся)
- Посмотрите на себя в зеркале и скажите себе, что вы отныне принимаете себя таким (такой), какие вы есть. Вы любите себя именно такого, каким на данный момент являетесь, со всеми вашими сильными и слабыми сторонами.
2. Поверьте в себя и в свою внутреннюю силу. Поддерживайте себя, дарите себе подарки и высказывайте комплименты.
3. Постоянно ставьте перед собой цели. Разбивайте большую цель на маленькие. Так, шаг за шагом, идите к результату и реализовывайте их. По мере достижения целей и реализации своих планов ваша самооценка будет повышаться.
4. Занимайтесь любимым делом. Наслаждаться творчеством, принося пользу, как себе, так и окружающим вас людям.
5. Каждый день читайте позитивную вдохновляющую литературу.
6. Используйте позитивные утверждения, которые будут воздействовать на подсознание, помогая вам принимать решения и действовать. Например: я легко принимаю правильные решения. Я люблю успешно действовать и т.д.
7. Почаще представляйте себя успешным, уверенным и самодостаточным человеком, который легко достигает своих целей.
8. Пересмотрите своё окружение, осознайте, с кем вы общаетесь. Общайтесь только с такими людьми, которые в вас верят и поддерживают.
9. Никогда не сравнивайте себя с другими людьми. Сравнивайте себя только с собой.
10. Исполняйте свои собственные желания. Не изредка, а каждый день. Делайте для себя, хоть и маленькие, но приятные и радующие вас сюрпризы. Благодарите себя и Жизнь за то, что имеете.
11.Составьте список своих прошлых достижений и почаще его пересматривать. После прочтения такого списка почувствуете огромный заряд энергии и готовность ” горы свернуть”.
12. Найдите точку опоры в самом себе. Избавьтесь от страха, перестаньте бояться неудач. Поймите, что это тоже опыт, пройдя который, вы приобретаете понимание и мудрость. Как следствие – становитесь сильнее.
13. Заботьтесь о своём теле. Тело – храм нашей души. Употребляйте здоровую и полезную пищу, занимайтесь спортом. Без крепкого здоровья не может быть высокой самооценки.
14. Если вам требуется помощь, не бойтесь об этом просить. Помните: «Просите и дано вам будет».
15. Откажитесь от мрачных мыслей. Живите с открытым сердцем, точно зная, что источник зла – только наши собственные злые мысли. Жизнь принесёт то, чего от неё ожидают.
16. Будьте сами собой и любите себя! Научитесь общаться с самым главным человеком в своей жизни – с самим собой. Поймите, что вы – ваш самый лучший друг. И тогда ваша любовь к себе поднимет ваш уровень самооценки. Вы станете сильным и уверенным в себе человеком. Вы начнёте притягивать к себе именно тех людей и такие события, к которым вы всегда стремились. Потому что обретёте внутреннюю силу и познаете себя.
Всё, к чему вы стремились раньше, станет доступным, лёгким и приятным.
Как повысить самооценку ребёнка
(рекомендации родителям)
1. Принимайте ребёнка таким, какой он есть, без оценивания и сравнивания его с другими детьми.
2. Если Вы запугиваете, угрожаете ребёнку: Вы рискуете потерять веру в вашу любовь и воспитать неуверенного в себе человека.
3. Если Вы прибегаете к насилию: ребёнок усвоит этот метод как способ общения.
4. Если Вы шантажируете и подкупаете ребёнка: он станет манипулировать людьми и чувствами.
5. Говорите о своих чувствах сразу: выраженные позднее, они лишаются своей подлинности и им трудно поверить.
6. Говорите о своих проблемах и тревогах, выслушивайте мнение детей по этому поводу.
7. Принимайте и прощайте ребёнка, как бы тяжко он не провинился перед вами.
8. Не приносите жертв: детям хорошо только тогда, когда по-настоящему хорошо их родителям.
9. Главное в общении с подростком – сохранить с ним контакт и доверительные отношения.
10. Старайтесь быть в курсе его дел (занятий, увлечений, круга друзей, места прогулок), но не устраивайте допросов и избегайте мелочного контроля.
11. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства. Волшебные слова мудрого родителя: «Я тебя понимаю. Я вижу, что тебе плохо (обидно, страшно, грустно, ты злишься и т.д.)»
12. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями его действий. Тогда он научится отвечать за свои поступки.
13.Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость, выражения типа "терпеть не могу", "ты меня извёл", "у меня нет сил", "ты мне надоел".
- Уважайте в своём ребёнке личность, воспитывая в нём чувство достоинства, хвалите, поощряйте, одобряйте ребёнка, создавая положительную эмоциональную атмосферу вокруг него. Отмечайте даже незначительные успехи своего ребёнка. Создавайте ситуации успеха.
15. Помните: пережитые вместе положительные эмоции – это «золотой фонд» вашей жизни с ребёнком!
Главное, чтобы ребёнок знал: что бы с ним ни случилось, он всегда может попросить у вас помощи!
Что же нужно делать, чтобы повысить самооценку?
(рекомендации учащимся)
1. Создать на уроке ситуацию успеха и помочь учащемуся достичь успеха
2. Вовлечь учащегося в интересную деятельность
3. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований
4. Дать учащемуся задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности
5. Предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося
6. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера
7. Вовлекать учащихся в коллективную работу
8. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся с низким уровнем самооценки на ответственные должности.
9. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность
10. Для оценки деятельности учащихся чаще использовать адекватную похвалу, которая стимулирует личностный рост ребёнка и порождает уверенность в своих силах
11. Использовать на уроке методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
12. Интерес к достижениям и делам учащегося формирует у него желание достигать успеха. Очень внимательно и с заинтересованностью относитесь к тому, что для учащегося значимо.
13. Создавайте в классном коллективе ситуации взаимопомощи
14. Убеждайте учащегося: «это просто, легко. Не получится - ничего страшного, поищем другой способ» и пр.
15. Применяйте приём авансирования личности, провозглашение достоинств до того, как ребёнок приступил к исполнению какой-либо деятельности ( «У тебя это непременно получится, потому что у тебя хорошая зрительная память» и т.п.)
16. Поощряйте детей ставить вопросы, спрашивать, выражать собственное мнение. Провоцируйте дискуссии с Вами, давайте возможность им доказывать Вам, объяснять ошибку, опровергать Ваше мнение (если оно ложное). Признав их правоту, выражайте благодарность за это.
подробнее... / свернуть