В экзаменационную пору всегда присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная реакция организма.
Легкие эмоциональные всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение, зачастую, оказывает обратное действие.
Причиной этого является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему ребенку правильную помощь.
Экзамены – лишь одно из жизненных испытаний, многих из которых еще предстоит пройти. Не придавайте событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением личностной самооценки.
Заранее поставьте перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным. Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на успех, добиваются в жизни гораздо больше, чем те, кто старается избегать неудач.
Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены. Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы мозга требуется много жидкости, поэтому полезно пить простую или минеральную воду, зеленый чай.
Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
10 правил успешного запоминания
Правило 1
Вся информация, которую вам необходимо изучить, должна быть хорошо структурирована. Составляйте собственные схемы, которые помогут лучше усвоить информацию.
Хорошим методом визуализации являются интеллект-карты. Этот метод разработан американским ученым и психологом Тони Бьюзеном и представляет собой схему в виде нейрона головного мозга. Главная мысль или тема располагается в центре, а от неё отходят ветви с ассоциациями, которые эта тема вызывает.
Также можно объединять информацию в блоки и строить логические цепочки.
Правило 2
Проговаривайте вслух всё, что хотите выучить. В этом случае помимо зрительной будет задействована ещё и моторная память.
Правило 3
Готовиться к экзаменам легче вдвоём или втроём. Задавайте друг другу вопросы, решайте вместе задачи, соревнуйтесь, кто больше запомнит терминов.
Правило 4
Повторяйте даты, законы и теоремы, которые не можете запомнить, по дороге в школу, в ожидании автобуса или в очереди.
Правило 5
Развесьте дома стикеры с датами, сложными терминами и правилами. Чем чаще вы будете на них натыкаться, тем быстрее они отложатся в памяти.
Правило 6
«Зубрёжка» помогает запомнить материал только на короткое время. Старайтесь осмысливать то, что читаете, находите логические связи.
Правило 7
Определите, какой вид памяти у вас преобладает – зрительная, слуховая или кинестетическая (моторная):
- Если доминирует зрительная память, составляйте схемы, развешивайте листочки со сложными терминами. Людям с так называемой фотографической памятью помогает запоминание расположения материала в тетради или учебнике.
- Если преобладает слуховая память – читайте вслух конспекты и записывайте их на диктофон, чтобы можно было потом прослушать.
- При доминирующей моторной памяти полезно писать шпаргалки, но вот брать их с собой на экзамен не рекомендуется.
Правило 8
Пересказывайте изученное родителям и друзьям. Попросите задать вопросы и проверить ваши знания.
Правило 9
Если предстоит сдавать несколько предметов, чередуйте изучение одной дисциплины с другой. Например, сначала изучаете две темы по биологии, а затем решаете задачи по математике. Мозг переключается на другую деятельность, соответственно, меньше устаёт.
Правило 10
Ищите «свои» методы запоминания, которые будут эффективны и подойдут лично вам. Кто-то запоминает даты, термины и иностранные слова с помощью ассоциаций, а кому-то помогают многочисленные повторения вслух.
подробнее... / свернуть