Заповеди педагогического общения
- Чтоб в воспитании избежать недоразумений – стремись к целенаправленности отношений.
- Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.
- Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
- Стремись изучать детей настроение, их мимику, жесты и глаз выражение
- Какие они вчера и сегодня, какие с утра и какие в полдень.Что говорят они смехом, слезами… Учись себя видеть детей глазами!
- Не ограничивайся только информацией.
Воздействуй, наблюдая за реакцией.
- Организуй контакты вне урока.
Пусть прока нет порой, но ведь и нет порока…
- Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно.
- По пустякам не возникать!
Конфликты нейтрализовать!
Порой идти не мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!
10. Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему, начинай с вопросов:
«Почему?», «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?»
Инициативен будь при том.
11. Любите детей, будьте вежливы с ними.
Они в любом возрасте очень ранимы…
12. Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!
13. «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
14. Фамилия редко бывает нужна.
Запоминайте детей имена!
15. За собственной речью должны вы следить:
Не «ложит», не «звонит», а кладет и звонит.
16. В игре и спорте, танцах и работе – везде пример вы личный подаёте.
Нельзя об этом забывать. Собой учитесь управлять.
17. Чтоб уважения детей добиться, слово и дело должно сходиться!
18. Вы должны оптимизмом лучиться, пусть даже с риском потом ошибиться.
19. Не обижайте резкими приказами, не обзывайте кличками заразными.
20. Не увлекайтесь глупыми проказами – пугать детей ужастиками разными.
21. Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить.
22. Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.
23. Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!
И персонально отвечайте о том, друзья не забывайте!
24. Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
25. Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
26. В мелочь каждую не нужно вам вникать.
Что-то можно не «услышать», «не понять…».
Занимайтесь главным делом – здоровьем их души и тела.
27. Старайтесь все о детях знать,
контакты личные искать,
но в душу им не залезать, коль не хотят туда пускать.
Душа – на место для прогулок! Другой ищите переулок…
28. Не будьте мелочными и злопамятными, старайтесь «выражовываться» грамотно.
29. Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».
30. Не будьте скучными, банальными, старайтесь быть оригинальными.
Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте…
31. Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь.
От этого авторитет ваш не сойдет на «нет».
32. К детям своим относитесь любя.
Злиться вы можете лишь на себя!
33. Интересуйтесь не периодически детей усталостью физической и психической.
34. «Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.
35. Наедине не выясняйте и перед всеми не ругайте.
Не унижайте их при всех. Ведь убивает даже смех!
36. Бережнее с психикой ребенка обращайтесь, послушанием его не упивайтесь.
37. Пусть не всегда вы в этом правы, но повторяйте вновь и вновь:
«Любой из вас имеет право на уважение и любовь».
38. Наказывать работой непедагогично.
Но если так – трудитесь с ними лично.
Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них страдают…
39. Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь спрашивать об этом.
40. Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!
Ф. Гинзбург, кандидат педагогических наук, декан факультета начальных классов Марийского госпединститута, Республика Марий Эл, журнал «Воспитание школьников»
подробнее... / свернуть