5 класс.
Тема урока: «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная стороны».
Цель урока: Формирование знаний, умений, навыков в определении лицевой и изнаночной сторон ткани.
Задачи: Актуализировать и активизировать мыслительную деятельность учащихся (отделка ткани, лицевая и изнаночная сторона ткани);
развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять.
воспитывать самостоятельность, творческую активность.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметная связь: эстетика, изобразительное искусство.
Внутрипредметная связь: материаловедение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы обучения: Объяснительно - иллюстративный, инструктивный, личностно-ориентированный, самостоятельная (лабораторная) работа. Сохраняющие здоровье технологии: Музыкальная терапия, физкультминутка
Обеспечение урока:
Наглядные пособия: образцы отделки тканей, учебник, манекен, лоскутки ткани.
Дидактический (раздаточный) материал: тетрадь, коллекция тканей, ИК, клей ПВА, краски, ткань для основы, губки, трафареты.
Техническое обеспечение: компьютер.
Оформление доски: тема, схема, виды отделки ткани, кроссворд.
План урока:
1. Организационная часть вступительный рассказ.
-приветствие,
- проверить подготовку учащихся к уроку
-наличие объектов труда
- отметить отсутствующих.
2. Тема. Цель. Задачи. Мотивация. запись на доске
рассказ учителя.
3. Актуализация знаний по теме: «Текстильные
Волокна. Пряжа. Ткань.» кроссворд
4. Введение новых знаний по теме: «Отделка ткани» демонстрация,
рассказ
-отделка ткани ИК1,
объяснение
Практическая работа по нанесению рисунка. ТБ инструктаж
-виды ткани словарь терминов
-лицевая и изнаночная стороны ткани учебник, образцы ткани
Физкультминутка. звучит музыка
5. Лабораторная работа. «Определение рассказ учителя
лиц и изн сторон ткани» учебник
-вводный инструктаж
-ПБР карты
-рац организация рабочего места текущий инструктаж
-непосредственная деятельность учащихся деятельность учащихся
-заключительный инструктаж ИК2, рассказ учителя
6 Подведение итогов урока.
заключительный рассказ
-анализ деятельности учащихся учителя
-выставление отметок
-д\з запись на доске
7 Уборка кабинета. инструктаж
8 Рефлексия. диалог
Ход урока:
1.Организационное начало урока
Учитель: Здравствуйте, девочки! Присаживайтесь, пожалуйста. Как вы себя чувствуете?
- Ц.Т.З.М.
Учитель: Сегодня я вас приглашаю посетить текстильную фабрику и поработать немного в ее цехах. За вашу работу вас ждет вознаграждение. И, конечно же, вы узнаете много нового и интересного об отделке ткани и об ее 2х сторонах. Это все вам понадобится на дальнейших уроках и в вашей жизни. Запишите тему урока: «Отделка ткани. Лицевая и изнаночная сторона».
3. Чтобы справиться с работой, нам нужны знания. Проверим их, разгадав кроссворд.
1. Тонкая непряденая нить (волокно)
2. Процесс образования пряжи из волокон (прядение)
3. Нить, состоящая из текстильных волокон, соединенных скручиванием (пряжа)
4. Процесс производства ткани из пряжи (ткачество)
5. Текстильный материал, полученный на ткацком станке путем переплетения нитей основы и утка (ткань)
6. Нить, которая идет поперек ткани и определяет ее ширину (уток)
7. Нить, идущая параллельно, вдоль кромки ткани (кромка)
8. Продольная узкая полоса по краю ткани (кромка)
9. Наука, которая изучает свойства и строение ткани (материаловедение)
Молодцы, вы прекрасно справились.
4.Введение новых знаний.
Учитель: На прошлом занятии перед нами уже открывались двери прядильного и ткацкого цехов. Давайте вспомним этапы изготовления ткани (схема на доске). Разместите названия этапов в правильной последовательности. Назовите профессию людей работающих в данных цехах. (Прядильщики, ткачи.)
Ткань, которая выходит из-под станка называется суровая, суровьё. Найдите ее у себя на партах. Запишите в тетрадях.
--Почему такая ткань не применяется для изготовления одежды? (ответы учащихся).
-Как сделать ткань красивой?
Учитель: Она нуждается в отделке. Цель отделки: придание красивого внешнего вида ткани и улучшение ее качеств. ( На доске карточки - отделочный цех, учитель демонстрирует виды отделки). Суровую ткань очищают, затем отбеливают. Такая ткань называется отбеленная. Затем окрашивают — гладкокрашеная. Если мы сначала покрасим пряжу в разные цвета, у нас получится пестротканая ткань. Найдите ее на партах. После отбеливания и окрашивания на ткань наносят рисунок. Получается набивная ткань с рисунком.
Учитель: Предлагаю вам переместиться в отделочный цех, и поработать красильщиками.
Давайте вспомним ТБ.
1.Хранить кисти, краски в определённом месте (специальной коробке и пр.), не раскидывать их.
2. Не пользоваться при работе для промывки кистей стеклянной тарой.
3. Проверить достаточность освещения на рабочем месте.
4. Использовать краску по назначению.
5. По окончании работы краску закрыть, вымыть кисть, вымыть посуду (или выбросить), проветрить помещение.
Учитель: Можно воспроизвести процесс печатания с помощью губки. Для этого нужно взять гуашевую краску любого цвета, развести её водой в ёмкости достаточного размера, окунуть в получившуюся жидкость губку и пропечатать рисунок через шаблон на лицевой стороне ткани.
(Учащиеся выполняют задание по набивке рисунка на ткань.)
Учитель: После печатания ткань проходит заключительную отделку. Путём специальной обработки тканям придают блестящий или матовый вид; делают их гладкими или ворсистыми; пропитывают их различными составами, придающими им мягкость, жёсткость, несминаемость, устойчивость к намоканию. Ткань, прошедшая отделку называется готовой.
После окраски ткань нужно раскроить для будущего изделия. Приглашаю всех в цех раскроя. (Табличка с названием).
Учитель: Очень важно различать изнаночную и лицевую стороны ткани. Давайте попробуем вместе в этом разобраться. (Практическим путем при помощи вопросов на доске появляется схема определения сторон.)
Учитель: Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:
--По рисунку
На лицевой стороне ткани рисунок более яркий, чем на изнаночной.
Ткани красят на особых машинах, нанося краску с лицевой стороны (печать).
На изнаночной стороне рисунок получается бледным, нечётким и тем бледнее, чем толще ткань.
-По блеску
При выработке ткани лицевая сторона получается гладкой и блестящей, а изнанка матовая.
--По ворсу
На лицевой стороне бархата или вельвета длинный ворс. На изнаночной стороне поверхность гладкая или ворс короткий.
-По кромке
На лицевой стороне гладкая кромка, а на изнанке шероховатая.
-По поверхности (чистота отделки)
Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.
Физкультминутка.
Учитель: Давайте с вами немного отдохнем, выполнив несколько упражнений. (Звучит музыка)
5. Лабораторная работа. «Определение лицевой и изнаночной сторон ткани»
Учитель: Вы готовы стать закройщиками? (ответы учащихся).
Вступительный инструктаж.
Учитель: Итак, вам предлагается рассмотреть образцы ткани. Надо определить отделку ткани. Определить лицевую и изнаночную стороны в тканях по изученным признакам. Приклеить на лист образцы ткани с обозначением лицевой и изнаночной сторон.
Вспомним ТБ с клеем.
1. При работе с клеем стол закрывать клеенкой.
2. Банку с клеем необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.
3. Избегать попадания клея в глаза, в рот, на слизистые носа.
4. При попадании клея в глаза промыть их водой.
5. При работе с клеем для рук использовать влажную тряпку,
6. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
7. Использовать жидкие вещества по назначению.
8. По окончании работы клей закрыть, вымыть кисть для клея , проветрить помещение.
(Учитель проводит текущий инструктаж, контролирует правильность, аккуратность выполнения работы, следит за соблюдением ТБ).
Выполнение работы. (Звучит музыка)
Заключительный инструктаж.
6. Подведение итогов урока.
Учитель: Спасибо за работу. Вы прекрасно справились. И в дальнейшем вы смело можете раскраивать любые изделия.
Проверка выполненной работы и оценка её качества:
--анализ деятельности учащихся
-выставление отметок.
Критерии: активная работа на уроке, аккуратно и правильно выполненная работа.
Учитель: А вот и вознаграждение. Корзинка с цветами. Попробуем определить вид отделки ткани, из которой сделан ваш цветочек. (Ответы учащихся).
- Где мы сегодня с вами побывали?
-Что нового узнали? (ответы учащихся).
Учитель: Девочки, все молодцы! Благодарю вас за активную работу!
Домашнее задание. (Запись на доске).
7. Рефлексия.
Учитель: Сейчас я вам предлагаю на эту картинку приклеить недостающие цветы. Если вам понравился урок приклейте яркие цветы, лицевой стороной вверх, если нет повядшие цветочки изнаночной стороной вверх.
8. Уборка рабочих мест.
Учитель: Теперь приведите, пожалуйста, в порядок свое рабочее место. Спасибо!
План-конспект урока
5 класс
Тема раздела: ‘' Технология приготовления пищевых продуктов''.
Цели урока:
- – ознакомить учащихся со значением хлеба и воды в питании человека; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить холодную закуску.
- - развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
- – воспитать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, коллективистские отношения, технологическую дисциплину, этикет.
- - обобщить знания о трудовой сфере деятельности повара.
Методы обучения: объяснительно - наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Тип занятия: комбинированный
Продолжительность занятий: 45минут
Оборудование урока: набор кулинарных инструментов и приспособлений;
посуда, продукты; скатерти, салфетки;учебник ''Технология –5-й кл., рабочая тетрадь; плакат ''Форма нарезки продуктов''; плакат'' Виды бутербродов''; плакат '' Сервировка стола к завтраку''; технологическая карта – на бригаду; карточки для дежурных, карточка контроля (на бригаду).
На классной доске: тема, плакаты.
План - конспект урока :
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Добрый день, ребята! Я очень рада всех вас сегодня видеть на нашем уроке.
-
Проверка отсутствующих.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
-
Организация внимания.
-
Раздать технологические карты, карточки для дежурных;
-
Доведение до учащихся плана урока.
Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы пришли на урок?
2. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы переходим к приготовлению блюд, пока только
простых. С каким блюдом мы познакомимся, вы узнаете, отгадав
загадку
Кусочек хлеба вы возьмите,
Сверху масло положите.
Колбасу и можно в рот
Что за блюдо?... Бутерброд.
- Молодцы. Тема урока: «Бутерброды. Их виды» (на доске).
3. Повторение (актуализация опорных знаний). 4. Изучение нового материала
1.- Слово «бутерброд» известно всем. Скажите, что такое бутерброд? Как он выглядит?
- Это слово пришло к нам из немецкого языка. В нем слились 2 немецких слова «бутер»- масло, «брод»- хлеб. Ведь самый известный и простой бутерброд это хлеб с маслом.
- Бутербродами называют кусочки хлеба с маслом или какими-нибудь другими продуктами. Он относится к холодным блюдам.
- Откуда же бутерброд появился на нашем столе? Об этом нам
расскажет Полина, (выступление Полины.)
«Давным-давно большие куски хлеба служили тарелками - на них клали мясо, рыбу и другие продукты. Хлеб впитывал в себя сок и жир этих продуктов. В конце обеда с хлебом все поступали по-разному: кто-то отдавал собакам, кто-то нищим, а кто-то с остатками пищи съедал сам. Считается, что именно с тех времен бутерброд дошел до наших дней. Конечно, он изменился внешне, посмотрите, какие сейчас можно приготовить бутерброды (показ иллюстраций)».
- Как вы думаете, сильно ли бутерброд изменился с тех времен?
2.Продукты, используемые для приготовления бутерброда
- Подумайте и скажите, какой продукт является главным для приготовления бутербродов? (хлеб)
- Хлеб – это очень ценный и важный продукт питания, без которого невозможно представить жизнь. В нем содержатся все вещества, необходимые нашему организму, чтобы быть здоровыми, хорошо работать и учиться. Много людей трудятся для того, чтобы вырастить и испечь хлеб. Поэтому надо относиться к нему очень бережно. Если остался хлеб или подсох, из него можно приготовить сухарики или запеканку и многое другое.
- Кроме хлеба и масла, мы используем другие продукты? Какие?
- Для приготовления бутербродов с солеными, жирными продуктами, такими как рыба, мясо, колбаса, используют ржаной хлеб (показ ржаного хлеба). А как еще мы его называем? (черный хлеб).
Бутерброд с сыром, маслом, повидлом, вареньем обычно готовят с пшеничным хлебом или белым (показ пшеничного хлеба).
3.Виды бутербродов
- Бутерброд – это вкусное блюдо, которое быстро готовится и легко. Их можно приготовить к завтраку, ужину, удобно брать с собой в дорогу, поход, приготовить, если пришли неожиданно гости.
- Бутерброды бывают разных видов. Мы познакомимся с двумя
основными видами бутербродов (показ бутерброда) Посмотрите, с какими продуктами у меня бутерброд?
- Вам хорошо видны все продукты?
- Такой бутерброд называется открытым (на доске слово и рисунок)
- Как называется этот бутерброд? (открытый)
- Почему его так называют? (все видно, все открыто)
- Сколько кусочков хлеба используют для приготовления открытого бутерброда?
- готовят на пшеничном и ржаном хлебе,
- хлеб нарезают толщиной 1 см.,
- украшают зеленью или продуктами, имеющие яркую окраску,
- для простых бутербродов используют 1 - 2 вида продуктов
- для сложных - несколько видов продуктов
- Посмотрите на другой бутерброд, с чем он?
- Вам хорошо видны все продукты?
- Что мешает их увидеть?
- Как называется этот бутерброд? (закрытый)
- Почему его так называют? (не видно, все закрыто)
Сколько кусочков хлеба используют для приготовления закрытого бутерброда?
- готовят из 2 половинок хлеба (булочки),
- на хлеб кладут продукты и закрывают вторы ломтиком хлеба (иногда корочки обрезают),
- толщина хлеба 1 см.,
- бывают однослойные, двухслойные, многослойные,
- используют для похода, в дорогу, в поездку, в школу
Закусочные бутерброды
- готовят на фигурных ломтиках хлеба (можно предварительно обжарить),
- на хлеб укладывают продукты в несколько слоев по форме хлеба,
- толщина хлеба - 0,5 - 0,8 см., ширина - 3-4 см.,
- продукты закрепляют шпажками.
Горячие бутерброды
- хлеб нарезают толщиной 1 см.,
- запекают с продуктами в духовке,
- обжаривают на сковороде.
Требования к качеству
- Бутерброды готовят непосредственно перед подачей,
- Горячие бутерброды должны подаваться в горячем виде,
- Продукты, входящие в состав бутербродов должны быть свежими,
- Продукты не должны свисать с хлеба.
- Хлеб не должен быть слишком толстым или слишком тонким,
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктом,
- Хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.
- Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
- Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С - 3 часа.
Особенности приготовления бутербродов следующие:
1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 - 1,5 см; 0,5 - 1 см – для закрытых бутербродов).
2. Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
3. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
4. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
5. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;
6. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
7. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
8. Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Даже из самых обычных продуктов вы можете приготовить самые необычные бутерброды, если захотите превратить будни в праздник, а праздник сделать весёлым и незабываемым. Забавные бутерброды украсят ваш праздничный стол и произведут неизгладимое впечатление на ваших гостей. Они, несомненно, понравятся всем - и взрослым и детям.
5. Физминутка
- Сейчас мы отдохнем, для этого отправимся в магазин, где вы будете выбирать продукты для бутербродов. Встаньте, расслабьтесь, мы сделаем сразу два дела: отдохнем, у вас отдохнет спина, и одновременно потрудимся, наденьте шапки, пальто, застегните все пуговицы и идем в магазин.
- Подойдите к столу и выбирайте нужные продукты, с которыми вы будете готовить бутерброд.
Здесь необходимо обратить внимание на совместимость продуктов.
- А могу я взять для бутерброда котлету, рыбу, огурец? Почему? А что еще нельзя есть вместе? (сладкое и соленое) Запомните, что не все продукты совместимы по вкусу, это надо учитывать при приготовлении.
Обратиться к 2-3 ученикам с вопросом
- С чем будешь готовить бутерброд? Какой?
- Молодцы, вкусные бутерброды приготовили. Возвращаемся домой. Садитесь спокойно на места.
- Практическая работа:
ТБ при работе на кухне с режущими инструментами.
Приготовление бутербродов проводится по технологической карте.
Вводный инструктаж: Для приготовления бутербродов необходимо: острый нож, разделочная дочка (маркировкой - хлеб); острый нож и доска для резки колбасы, сыра; нож с округлым концом для намазывания масла.
Продукты для бутербродов подготавливают перед тем, как нарезать хлеб.
Колбасу, сыр нужно нарезать тонкими ломтиками или размельчить.
Чтобы ломтики хлеба получились тонкими, следует использовать слегка зачерствевший хлеб.
Бутерброды подают на блюде. Все бутерброды берут руками или лопаточкой. В зависимости от количества и выбора имеющихся продуктов, можно сделать большие калорийные бутерброды, малокалорийные совсем маленькие и т. д.
Самостоятельная работа по бригадам
Текущий инструктаж по технике безопасности.
В ходе выполнения практической работы осуществляется контроль:
- за соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены;
- за организацией рабочего места;
- за соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций;
- за выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями;
- за трудовой дисциплиной.
Приготовление бутербродов (проконтролировать чистоту рук, наличие салфеток и полотенец у каждого ученика)
Заключительный инструктаж:
- еще раз обратиться к плакату с рисунками оформления бутербродов;
- показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда;
- предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения бутербродов и подготовить блюдо к подаче на стол.
1-обратить внимание на оформление бутербродов в каждой бригаде.
2-защита блюд: реклама, название. Дегустация.
Необходимо обратить внимание учащихся на правила столового этикета – умение держать себя за столом и правильно пользоваться приборами.
- Уборка класса и посуды.
- Закрепление
1.Какие виды бутербродов вы знаете?
2.Какие виды продуктов используются для приготовления бутербродов?
3.Как нарезать хлеб и гастрономические продукты для бутербродов?
4.Какие питательные вещества получает наш организм при употребление данных бутербродов?
8.Подведение итога
-Оценить работу учащихся
Выставление оценок.
Поработали на славу и конечно всем нам браво! На мой взгляд, урок прошел не зря, вы с задачей справились друзья!
9.Рефлексия
Нарисуйте на полях тетради символ вашего настроения на данный момент, с каким настроением вы покидаете урок?
-
Понравился ли вам урок?
-
Что было полезного на уроке для вас?
-
Чему вы научились?
-
Всегда ли вы чувствовали на уроке комфорт?
подробнее... / свернуть